Методические разработки по обучению грамоте
«Научусь писать и читать без ошибок»
Сентябрь
Задание № 1
1. Вспомнить, как называются звуки «А», «О», «У» и как они произносятся. Почему эти звуки называются гласные? Уметь придумывать слова со звуками «А», «О», «У».
2. Назовите, какой гласный звук ты услышал в словах? («А», «О» или «У»):
Артист, кот, игра, экран, осень, ужи, умный, волк, ослик, уши. Определите место этих звуков в словах (в начале, в середине или в конце слова).
3. Выучить стихи о буквах:
В букву А дощечку вбили,
Чтоб держала ножки шире.
Буква У совсем проста,
Тянет рожки из хвоста.
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
4. Написать по строчке буквы: (печатание букв по клеточкам в тетради)
А
У
О
Задание №2
1. Прочитай звукосочетания:
АУ УА
2. Ответь:
- сколько звуков в звукосочетании АУ, УА?
- какой первый звук?
- какой второй звук?
- как будет вместе?
3. Расскажите, как произносится звук «М» и какой это звук? Придумать слова со звуком «М» в разных позициях.
4. Выучить наизусть:
Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.
5.
Напиши по строчке: АУ, УА, М (печатание слогов и букв по клеточкам в тетради)
Задание №3
1. Прочитай: АМ ОМ УМ
2. Звуковой анализ слогов ( см. задание № 2 п.2 )
3. Расскажи, как мы произносим звук Х, какой это звук? Придумать слова со звуком Х в разных позициях.
4. Выучить наизусть:
Хомяк зимою в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
Назови слова со звуком Х. Определи место звука Х в словах.
6.
Напиши строчку буквы Х и строчку слогов (печатание слогов по клеточкам в тетради)
АХ ОХ УХ
Задание № 4
1. Расскажи, как произносятся звуки «П», «Т». Какие это звуки? Почему? Придумай слова со звуками П, Т в разных позициях.
2. Читай:
АТ ОТ УТ
АП ОП УП
АХ ОХ УХ
АМ ОМ УМ
3. Звуковой анализ слогов ОХ, АП, УТ ( см. задание №2 п.2 )
4. Игра «Закончи слова согласным звуком»: например: до (м) дом
Ко…, то…, су…, мо…, пу…, со…
7. Напиши по строчке: (печатание слогов по клеточкам в тетради)
АП ОП УП
АТ ОТ УТ
Октябрь
Задание № 5
1. Рассказать, как произносится звук «К», какой это звук, почему? Придумать слова со звуком «К» в разных позициях. Какие еще согласные звуки ты знаешь? Назови.
2. Звуковой анализ слогов: (см. задание №2 п.2 )
АК ОК УК КА КО КУ
3. Замени первый звук в слове на звук «К», назови новое слово.
Волос – колос, порт - …., ворона - …, бровь - …, полено - …, пони - …, цапля - …, полоть -…, роса - …
4. Выучи стишок про букву «К»:
На прямую палочку
Справа села галочка
5. Читай слоги:
МА ХА КА ТА ПА
МО ХО КО ТО ПО
МУ ХУ КУ ТУ ПУ
8. Напиши в тетради по строчке: (печатание слогов по клеточкам в тетради)
К
КА КО КУ
Задание № 6
1. Расскажите, как произносится звук «С», какой это звук, почему? Какие еще глухие согласные ты знаешь? Придумай слова со звуком «С» в разных позициях.
2. Звуковой анализ слогов: (см. задание №2 п.2 )
АС СА ОС СО УС СУ
3. Замени последний звук в слове на звук «С». Назови новое слово.
Бак – бас, рот - …, морж - …, труд - …, голод - …, март - …, торт - …, брат - …
4. Выучи стишок про букву «С»
Села мышка в уголок
Съела бублика кусок
5. Читай слоги:
МА МУ МО
ХА ХУ ХО
СА СУ СО
ПА ПУ ПО
ТА ТУ ТО
КА КУ КО
9. Напиши по строчке: (печатание слогов по клеточкам в тетради)
С
СА СО СУ
Задание № 7
1. Назови, какие согласные звуки ты знаешь? Назови звонкие согласные. Назови глухие согласные. Какие гласные звуки ты знаешь?
2. Звуковой анализ и синтез слов:
МАК, СУП, СОК, КОТ
Например: Сколько всего звуков в слове мак?
Назови первый звук
Назови второй звук
Назови третий звук
Сколько согласных звуков?
Сколько гласных звуков?
3. Назови гласный звук в словах:
ТОК, ТУК, СУК, СОМ, ТОМ, СУП, КОК
4. Напиши каждого слова по строчке: (печатными буквами по клеточкам)
МАК
КОТ
СУП
СОК
Задание № 8
1. Сосчитай и назови, сколько слогов в словах: (хлопаем и считаем) - лук, мука, работа, мама, мак, малина, папа, дом, карета
2. Звуковой анализ слов:
МАМА, ПАПА, МУХА, МУКА
Например : МУКА. Сосчитай, сколько слогов в слове
Назови первый слог
Назови второй слог
Сколько всего звуков в слове?
Назови все звуки по порядку
Назови гласные звуки, Сколько их?
Назови согласные звуки. Сколько их?
3. Напиши по строчке слова:
МУХА
МУКА
4. Вставь пропущенную букву:
М...ХА МУХ… МУ…А …УХА
Ноябрь
Задание № 9
1. Расскажите , как произносятся звуки «Н», «Ы». Какие это звуки? Придумайте слова со звуками «Н», «Ы» в разных позициях.
2. Выучи стишок:
Букву «Н» вот так напишем:
Ножка, ножка, поперек
Нарисуем поясок.
А бедняжка буква «Ы»
Ходит с палочкой, увы.
3. Измени слово, какой звук появился?
Например: ус – усы, нос - …, кот - …, суп - …, сыр - …, шкаф - …, стол - …, пол - …, слон - …
4. Звуковой анализ слов (см. задание № 8 )
Косы, усы, сын
5. Составь слова из букв и запиши в тетрадь по строчке
О С Н -
Ы С Н -
Задание № 10
1. Расскажи, как произносится звук «Л». Какой это звук? Какие еще согласные звуки ты знаешь? Придумать слова со звуком «Л» в разных позициях.
2. Выучить стишок:
Букву Л из лыж мы сложим
Палки в стороны отложим.
Прислоним одну к другой
И поставим в кладовой.
3. Вставь в слова звук «Л» вторым:
Кок – клок кубок –
Сон - сух –
Сова - газ –
4. Звуковой анализ слов ( см. задание № 8 )
5. Вставь пропущенную букву и напиши каждого слова по строчке:
ПО…КА …АСКА
Задание № 11
1. Расскажите, как произносится звук «Ш». Какой это звук? Придумай слова со звуком «Ш» в разных позициях.
2. Выучи стишок:
Буква Ш в таких словах:
Шпалы, шест, шарады, шах.
Ш мы просто написали:
Три шеста и снизу шпала.
Ш в начале слов прочтем:
Шоколад, шаланда, шторм.
3. Назови слова, в которых только два слога:
Шапка шпора шина шпага
Шар шило шкура шпала
Шарик шёлк шить шип
10. Какие буквы надо написать, чтобы получилось слово. Запиши полученные слова в тетрадь: (печатание слов по клеточкам в тетради)
Ш…П…А МЫ…К… К…Ш…А П…ШК…
4. Какие слова можно составить из этих букв?
А А К Ш А А М Ш
Задание № 13
1. Расскажите, как произносится звук «Б». Какой это звук? Какие еще звонкие согласные ты знаешь? Придумай слова со звуком «Б» в разных позициях.
2. Выучи стишок:
Буква «Б» - как бегемот,
Бублики, блины, банан…
Стал живот, как барабан!
«Б» стройной быть старается,
Зарядкой занимается.
Спинку выпрямила,
Руку вытянула…
3. Какой новый звук появился в словах? Назови его?
Булка – балка – банка – барка – бурка – будка
11. Составь слова из слогов и запиши их в тетрадь: (печатание слов по клеточкам в тетради)
СЫ БУ КА БУЛ БА ШУ НАН БА