Разделы

Авторизация

Советы учителя логопеда

sov logoped

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс

 

«Применение Су – Джок  терапии при коррекции речевых нарушений».

 

Цель мастер-класса: повысить уровень компетентности педагогов в вопросе коррекции речевых нарушений методом воздействия на биологически активные точки по системе Су-Джок.

 

Задачи мастер-класса:

 

  1. Сформировать представление о нетрадиционной логопедической технологии Су-Джок терапии

  2. Познакомить педагогов с приемами Су-Джок терапии в работе с детьми с нарушениями речи

  3. Расширить представление педагогов о методах и формах работы, помогающих активизировать речевые зоны. 

    Девиз: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

    В. А. Сухомлинский.

    Актуальность мастер-класса

    Число детей с нарушениями речи стремительно растет. Очень важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка  в дошкольном возрасте. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

    Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" кисть, "Джок" стопа).

     

    Цель Су-Джок терапии: Стимуляция речевых областей  коры  головного мозга посредством  воздействия  на биологически активные точки.

     

    В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению.  Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних  органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.              

    В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

    Таким образом, Су Джок терапия является    одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

 

 

 

Приемы Су – Джок терапии:

 

         Массаж специальным шариком.

 

 Массаж эластичным кольцом,

 

          Ручной массаж кистей и пальцев рук.

 

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием, письмом, в течение 1 минуты.

 

Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с крышками  и т.д.

 

         Все перечисленные приемы я  рекомендовала к использованию  педагогам нашего д/сада  и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью провела для них консультации, семинары – практикумы, презентацию.

 

Формы  работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

 

  1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом лексической темы/

    Дети все на лыжи встали

    И по снегу побежали.

    Сегодня из огромного снежного кома,

    Мы снежную бабу слепили у дома.

  2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

    Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

    Вышли пальцы погулять,

    Этот пальчик в лес пошел,

    Этот пальчик гриб нашел,

    Этот пальчик чистить стал,

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик сел и съел, от того и потолстел

  3. Использование  Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец,  одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

    На правой руке:

    Этот малыш-Илюша,   (на большой палец)

    Этот малыш-Ванюша, (указательный)

    Этот малыш-Алеша,    (средний)

    Этот малыш-Антоша,  (безымянный)

    А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

    На левой руке:

    Эта малышка-Танюша,  (на большой палец)

    Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

    Эта малышка-Маша,   (средний)

    Эта малышка-Даша,    (безымянный)

    А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

 

Ребенок катает шарик между ладонями,  одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

 

Ходит ежик без дорожек,

 

Не бежит ни от кого.

 

С головы до ножек

 

Весь в иголках ежик.

 

Как же взять его?

 

  1. Использование  Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

 

Упражнение «Один-много». Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

 

  1. Использование  Су – Джок шаров для развития памяти и  внимания

  2. Использование шариков  при выполнении гимнастики

  3. Использование шариков  для звукового анализа слов

  4. Использование шариков  при совершенствовании навыков употребления предлогов

  5. Использование шариков для слогового анализа слов

         Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

  6.  Компьютерная презентация-игра : Сказка «Ежик на прогулке» /Приложение №1/

      Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей  в детском саду.

    Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

     

    Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

    Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред.

    Универсальность -  Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

    Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков.

    Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах,  специальными массажными шарами.

    Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности  в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

    Рефлексия: Какие чувства и ощущения возникли у вас в ходе мастер-класса?

     

    Список литературы

 

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

  3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

  4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

  5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

 Приложение №1

 

СКАЗКА «Ежик на прогулке»

/Упражнения с шариком массажером Су – Джок

с использованием компьютерной презентации  /

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

 

 

Приложение №2

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

1.     Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:   

     Гладь мои ладошки, ёж!

         Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

 Я хочу тебя погладить,

         Я хочу с тобой поладить.

2.     На поляне, на лужайке                  /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,             /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

3.     Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

 

И в тетрадочках писать.

 

 

Copyright © 2013. Sadik15 Rights Reserved.