Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются совместная организация и проведение в детском саду выставок изделий народно – прикладного искусства. Такие мероприятия сближают детей и взрослых, увлекая совместным делом - сбором и предоставлением экспонатов для выставки. Часто это бережно хранимые дома предметы, которые достались от бабушек и дедушек. Прежде чем принести памятную вещь в детский сад на выставку, родители, пользуясь возможностью, рассказывают историю появления этого предмета в семье, тем самым, передавая ребенку связь с предыдущими поколениями, создавая значимость предмета для семьи, для фамилии.
Для детского сада такие выставки имеют свое значение – появляется возможность не только привлечь родителей к участию в мероприятиях детского учреждения, а и дать возможность многим родителям самим стать его участниками. Проведение такого рода мероприятий способствуют воспитанию у ребенка нравственных ценностей, приобщают к национальной культуре, русскому народному искусству, прививают уважение к талантливым русским мастерам.
В нашем детском саду в течение нескольких лет на основе плана работы кружка “Фольклорная азбука” было проведено несколько выставок народно- прикладного искусства. Это выставка самоваров “Мы за чаем не скучаем”, выставка гжельской керамики “Зимняя сказка Гжели”, выставка шкатулок “Ты, шкатулка, открывайся!”, выставка колокольчиков “Под дугой колокольчик звенит”, выставка плетеных корзин “В осеннем лукошке всего понемножку”, изделий изо льна “Ты расти, мой ленок ”.
Каждая выставка включает в себя: экскурсию – занятие для детей, экскурсию-консультацию для педагогов, а также посещение выставки родителями.
Форма выставки для детей может быть разной. Это и интегрированное занятие, занятие – беседа, беседа с чаепитием, игровое занятие, развлечение.
Экскурсии для педагогов проводятся в рамках педагогического ателье “Фольклорная школа для всех”, цель таких экскурсий - консультация с последующим внедрением знаний в работу и самостоятельным проведением экскурсии для детей своей группы.
Родители с удовольствием посещают такие выставки, т. к. для них дети часто выступают экскурсоводами или организуют небольшой тематический концерт.
Большую помощь при сборе экспонатов оказывают сотрудники детского сада, так как наш небольшой северный город сравнительно молодой, и в нем непросто найти музейные раритеты и семейные реликвии. Но к счастью, в коллективе много неравнодушных и увлеченных людей, которые приносят из дому и собирают по знакомым редкие предметы быта и экспонаты для выставок.
В детском саду оформлена “Веселая горница”,- помещение для проведения занятий кружка “Фольклорная азбука”, в оформлении которой также неоценимую помощь оказывают родители. Старинные вышитые скатерти, полотенца, домотканые половики и дорожки, глиняные горшки, деревянные бочонки и плошки, сплетенные из лыка несколько пар лаптей – вот далеко не полный перечень предметов обихода “горницы”. И многие из этих предметов подарены родителями воспитанников. На занятиях кружка дети имеют возможность прикоснуться к изделиям, хранящим тепло рук, создавших эти предметы старины и дошедшим до нас.
Большой фотоальбом знакомит с экспонатами прошедших выставок, ведь темы их не повторяются, а участники кружка обновляются. Так дети и родители имеют возможность увидеть прошедшие выставки в фотографиях.
Каждую осень, сменяя выпускников детского сада, очередные дошколята переступят порог “Веселой горницы”. Для них будут новые выставки, новые экскурсии, новые встречи со стариной. И уже их родители будут доставать, так кстати не отправленные в небытие, старинные вазы или шкатулки, вышивки или платки, - кто знает, что станет темой очередной
выставки. Ведь главное, что мы это храним, а значит – уважаем и помним тех, от кого нам достались в наследство эти дорогие сердцу предметы и постараемся, чтобы дети наши тоже не забыли своих предков, свои корни, а значит и нас.
1. Подготовительный период (сентябрь - октябрь)
а) натуропатия - сезонное питание
б) точечный массаж
в) дыхательная гимнастика
2. Период повышенной заболеваемости (ноябрь - декабрь)
а) противогриппозная вакцинация
б) точечный самомассаж
в) натуропатия
г) прием чеснока, лука
д) санитарно - эпидемический режим
е) полоскание горла
3. Период реабилитации и подготовки к распространению гриппа (декабрь- февраль )
а) витаминотерапия (ревит)
б) точечный массаж
в) чеснок
г) прием шиповника
4. Период профилактики гриппа (январь - апрель)
а) дыхательная гимнастика
б) точечный массаж
в) санитарно - эпидемический режим (проветривание и влажная уборка)
5. Период летней оздоровительной работы (июнь - август)
а) прием соков
б) воздушные ванны, хождение босиком
а) натуропатия - сезонное питание
б) точечный массаж
в) дыхательная гимнастика
Преемственность в работе детского сада и школы
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.
Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:
I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;
2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;
3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;
4) организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.
Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т. д.
В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность
. Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.
Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.
Проблема преемственности в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников рассматривалась в работах Н. К.Крупской, А. В.Запорожца, Л. А.Венгера, А. Ф.Говорковой, Я. Л.Коломин-ского, А. А.Люблинской, А. М.Леушиной, В. Д.Лысенко, Н. Н.Поддъякова, В. А.Силивон, А. П.Усовой и др.
"Промежуточное" положение шестилеток между дошкольниками и школьниками особенно явно проявляется в настоящее время, когда одни из них уже обучаются в школе, а другие продолжают посещать детский сад. В связи с этим актуализируются поиски новых подходов к проблеме преемственности между школьным и дошкольным образованием.
В РБ разработано и утверждено примерное положение об учебно-воспитательном учреждении "школа-детский сад", создаются "центры развития ребенка" - эти новые интегративные типы учебно-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста и обеспечения преемственности в организации и содержании учебно-воспитательного процесса. Творческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей в подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стаадарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания Министерства образования РБ "Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения и школы в связи с реформированием системы образования" отмечается, что "преемственность необходимо понимать, с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития, личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны - создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития".
Основными задачи преемственности являются:
1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.
2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,
Трудовом и эстетическом развитии.
3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.
4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.
5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.
6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.
Наиболее действенными Формами работы школы и детского сада Являются:
I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;
2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;
3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;
4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования
Школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иуобучении
Дошкольников;
5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;
6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;
7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;
8. Взаимопосещения утренников и концертов.
С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.
План преемственности Включает следующие разделы:
I. методическая и организационно-воспитательная работа;
2. воспитание у детей интереса к школе;
3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;
4. работа с родителями.
Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ: Общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;
Групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т. д.;
Детский сад – семья: пути взаимодействия
Введение.
Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этот, возрасте приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Разрабатывая систему взаимодействия с семьями воспитанников, я ориентировалась на последние исследования по данной проблеме в Центре "Дошкольное детство" имени А.В.Запорожца, изучала работы ученых Института развития РАО (А.Кошелева, М.Медведева, В.Кудрявцева), анализировала "Концепцию дошкольного воспитания".
Мне близки и понятны ведущие идеи "Концепции" о том, что семья и детский сад хронологически связаны формой преемственности. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Без квалифицированной помощи специалистов семье невозможно обойтись. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.
В работе с семьей, прежде всего, учитываем современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует особых усилий от педагогического коллектива ДОУ.
Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогами: диалог, умение отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка. Только совместные усилия воспитателей и родителей обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению обращаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Наши основные цели и задачи в этом направлении работы ДОУ заключаются в следующем:
создана, единая программа для педагогов и родителей по реализации воспитательно - образовательных задач;
создана система в работе по воспитанию детей в семье, структуризована работа воспитателей с родителями;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
выявляется характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
определение влияния родителей на развитие ребенка и на этой основе
целенаправленное воздействие на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
построение работы ДОУ с учетом пожеланий родителей, их предложений;
ознакомление родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе;
обеспечение двойной защиты детей, создание эмоционального комфорта;
привлечение педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей.
Их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677). В настоящее время также отмечается стремление дошкольных образовательных учреждений самим решать собственные задачи и их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями. К тому же по ряду вопросов, которые являются нормативно-правовыми и обязательными для сотрудников ДОУ, работа с родителями ведется формально.
Перестраивать что-либо нелегко, приходится ломать сложившиеся стериотипы, искать новые формы, наполнять их актуальным содержанием, преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться
Цель данного, опыта - помочь сотрудникам дошкольных образовательных учреждений в решении этой сложной проблемы.
Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение мы должны помощь родителям не допустить ошибок в воспитании.
Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагога с родителями - сложный процесс, который требует специальной подготовки воспитателей. В организации союза "родители - педагоги" важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий авторитаризм.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-методической литературе из области педагогики. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов. В применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Мною отмечена сохраняющаяся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей, как известно именно педагоги дошкольного учреждения способны прийти на помощь родителям.
Но, к сожалению, не все педагоги могут помочь. Причин здесь несколько. Во-первых, сказывается недооценка в обществе роли воспитателя детского сада. Проведенное мною анкетирование показало, что многие и даже достаточно опытные, педагоги ДОУ испытывают неуверенность в общении с родителями. Они высказали мысли о том, что не ощущают свою позицию как авторитетную. Связано это с тем, что многие родители не всегда точно представляют себе назначение и функции детского сада, особенности работы педагога. Существуют различные ошибочные представления: детский сад-место, где только присматривают за ребенком, детский сад - плацдарм для старта в школу, воспитатель- человек, не нашедший места в жизни. Такие точки зрения не способствуют налаживанию контактов между родителями и педагогами.
Конечно, сегодня многое делается для изменения социального статуса профессии "воспитатель". Но нужно еще время и усилия, чтобы родители и воспитатели до конца осознали собственные позиции. Ведь, к сожалению, и со стороны педагогов сохранилась установка на "воспитание" родителей, на авторитарную модель общения. Современный родитель не желает быть поучаемым и воспитываемым. Понимание о партнерстве родителей и педагогов недостаточно прочно вошел в жизнь.
Во-вторых, существует и другая причина затруднений в общении. Сами педагоги признаются, что не всегда способны найти индивидуальный подход к каждому родителю. Гуманистическая психология говорит нам об уникальности и неповторимости каждого. Педагог один, а родителей много. Воспитатели отмечают, что есть родители воспитанников, с которыми контакт находится быстро и легко, другие же остаются недопонятыми ил не понятыми вовсе. Педагогу трудно видеть индивидуальные особенности каждого родителя. Из-за подобной неопределенности возникают разного рода опасения. Педагоги говорят: "Я боюсь быть не понятым родителями. Не знаю, чего можно ожидать, от того или иного родителя". При этом воспитатели вызывают желание научиться понимать родителей, наладить контакт с ними. Ведь, в целом, педагоги прекрасно понимают значение успешного взаимодействия с родителями для, наилучшего развития детей.
Многолетний опыт показывает: повышение квалификации воспитателей через систему методической работы в ДОУ может существенно повысить качество взаимодействия детского сада и семьи.
В ДОУ такая работа проводится в несколько этапов:
анализ исходных данных (диагностика);
постановка задач;
реализация намеченных планов.
Используются методики психолога А.Ассингера, профессора МПГУ В.Зверевой.
На диагностическом этапе анализируются:
уровень взаимодействия воспитателей и родителей;
профессионально - личностные качества педагогов.
Результаты анкетирования и тестирования выявили проблемные направления работы: выбор наиболее эффективных форм общения с семьей; согласование с родителями мер по преодолению трудностей в развитии ребенка. Эти проблемы в основном связаны с неумением педагогов профессионально, разговаривать с родителями, что не позволяет в свою очередь, папам и мама в полной мере реализовывать свое право на информированность о воспитательном процессе в ДОУ и на обращение за советом к специалистам.
Опрос выявил одну из распространенных проблем: можно быть профессионалом в своей области, но не уметь, например, преподавать свои знания.
Сравнительный анализ ответов педагогов нашего коллектива, представленные в данном материале, помогли сделать важные выводы для дальнейшей организации работы в ДОУ.
Хочется привести данные опроса воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей.
Содержание ответов:
ожидание воспитателем более внимательного отношения родителей к проблемам воспитания детей - 82%;
ожидание, что родители станут выполнять советы воспитателей - 65%;
ожидание материально- хозяйственной помощи от семьи - 47%;
ожидание от родителей добросовестного выполнения ими режимных моментов - 31%;
готовность воспитателей узнать об индивидуальных особенностях детей от родителей - 29 %;
отсутствие целей в отношении работы с семьей и родителями - 18 %.
Существуют и другие причины сложностей в организации общения педагогов с родителями воспитанников: различие ценностных ориентаций "закрытость" многих педагогов для родителей, недостаточный уровень компетентности педагогов в общении.
Диагностика показала: следует совершенствовать профессиональную компетентность педагогов, закреплять удачно сложившиеся формы взаимодействия с родителями (беседы, собрания, совместные праздники, открытые учебные занятия и другое) и искать новые пути вовлечения семьи в совместную с ДОУ деятельность.
Взаимодействие родителей с воспитателями часто сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.
Все это приводит к необходимости серьезной работы в области подготовки воспитателей ДОУ к грамотному общению с родителями. Основными задачами данного направления работы являются:
развитие и коррекция установок, обеспечивающих успешность общения педагогов с родителями воспитанников;
формирование способностей к адекватной оценке себя в общении с родителями;
пополнение знаний из области семейной педагогики. Психологии общения;
развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;
выработка практических навыков эффективного взаимодействия с родителями воспитанников;
овладение стратегиями правильного поведения в проблемных ситуациях;
изучение способов грамотного решения конфликтных ситуаций;
проработка конкретных ситуаций, возникающих в общении с родителями.
В процессе работы с педагогами я использую различные формы работы с коллективом: дискуссии, ролевые игры, элементы тренинга и др. Дискуссии помогают воспитателям увидеть разные точки зрения, высказывать свое мнение, прийти к некоторому общему знаменателю. Ролевые игры направлены на то, чтобы педагоги смогли опробовать себя в разных позициях, ощутить себя в позиции родителя, увидеть мир глазами другого. Творческие задания раскрывают потенциал воспитателей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха.
Центральным звеном методической работы, стал постоянно действующий семинар-тренинг, участники которого коллективно обсуждали следующие вопросы:
1. Какими должны быть психолого-педагогические условия успешного взаимодействия семьи и детского сада?
2. Всегда ли разнообразие форм совместной деятельности ДОУ и родителей приводит к необходимому качеству?
Цель каждого занятия - семинара - помочь воспитателям в организации сотрудничества с семьей, научить устанавливать контакты с родителями
Особенность практикумов является использование упражнений тренингового характера. Выбор таких упражнений обусловлен тем, что тренинг рассматривается в качестве одного из методов подготовки педагога к общению, методов социально-активного обучения. Общение в процессе упражнений тренингового характера помогает участникам познать собственные тенденции поведения, учить анализировать ситуации общения, принимать другого человека (в данном случае родителя), прогнозировать и проектировать его поступки, обнаруживать "проблемы" в знаниях, дефицит умений и навыков.
Я сознательно ушла от лекций в преподнесении информации воспитателям, хотя и сохранила некоторые ее элементы. Практические занятия в большей степени помогают приобрести живой опыт, возникает возможность фактически немедленно проанализировать полученные знания и умения. Эту возможность дают домашние мини-задания, помогающие применить и закрепить полученную информацию.
Разрабатывая программу обучения коллектива педагогов взаимодействию с родителями, я стремилась отобрать методы, активизирующие педагогов в процессе занятий. Это такие методы, как самообразование и самоанализ, тестирование. Также, учитывая роль наглядности в преподнесении информации, программа предполагает активное использование практического материала
Программа предполагает достаточно гибкое его использование и учет индивидуальных особенностей каждого педагога: его опыт, достижения и трудности в общении с родителями воспитанников. Предусмотрена и практическая проработка конкретных ситуаций, возникающих в общении.
Для проведения этой работы необходим тесный контакт специалистов: педагогов и психолога. Такой подход способствует более полному раскрытию стоящих перед коллективом задач в области взаимодействия с родителями.
Конечно, важно отметить и то, что успех занятий напрямую связан с активной позицией самого педагога, его желания научиться, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начинай меняться сам.
Взаимодействие детского сада и семьи следует рассматривать как двусторонний процесс: "Детский сад - семье" - процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи: "Семья - детскому саду" - процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничества. Необходимы современные знания о семье, причем этими знаниями должны владеть все сотрудники детского сада, они должны стать основой для профессионального взаимодействия.
Воспитывать детей, без определенных знаний по педагогике и психологии почти невозможно. И одна и основных задач педагога восполнить их недостаток всеми возможными способами.
А.В.Сухомлинский.
Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения.
В базисной программе "Истоки", разработанной центром Дошкольное детство" имени Запоржца А.В., по которой работает в течение, последних десяти лет наше образовательное учреждение, в разделе "Сотрудничество педагогов с семьей", выделяются две основные задачи, этого направления работы ДОУ:
Первая задача. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, совместное преодоление трудностей.
Вторая задача. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Ее решение тесно связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимодействия с ребенком.
Решая эти задачи, мы успешно применяем в практике следующие методы:
Обсуждение различных точек зрения на различные аспекты воспитания. Это позволяет настроить родителей на размышление. Вопрос может быть таким: "В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в незаурядной силе воле, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?"
Решение проблемных задач семей воспитанников. Что помогает родителей на поиск наиболее подходящих форм поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации.
Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будите устанавливать контакт, с плачущим ребенком.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам общения к нему, выбирают наиболее удачные конструкции.
Анализ родителями поведения ребенка. Помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: " Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с ребенком. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей. В различных игровых формах деятельности (рисование, лепка, театрализованная деятельность) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родители в игре моделируют варианты своего поведения, их взгляд на воспитательную проблему расширяется. Они могут даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открыли такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливы родителем. Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.
Эффективность деятельности педагогического коллектива детского сада заключается не только в том, чтобы провести какую-то работу при участии родителей и добиться результата. Нужно из года в год совершенствовать подходы, искать более продуктивные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
В первую очередь руководитель нашего детского сада старается сделать все возможное, чтобы в коллективе была создана атмосфера демократизма, творчества, неравнодушного отношения ко всем детям.
Стараюсь помочь педагогам понять, что "проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Без внутренней, глубокой симпатии педагога к таким родителям трудно пробиться через их внешне отрицательные, неприятные проявления и особенности характера и увидеть за этим страдающего человека, остро нуждающегося в нашей помощи.
Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к работе, которая должна осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление: - работа с педагогическим коллективом детского сада по анализу международных и российских нормативных документов, определяющих права детей и родителей, соблюдение которых зависит от деятельности дошкольных образовательных учреждений и органов управления; изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми с точки зрения соблюдения прав детей.
Второе направление:
непосредственно связано с работой педагогического коллектива с родителями и включает изучение семей воспитанников;
повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей;
создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий (праздники, консультации, выставки детского рисунка, игротеки, совместный просмотр и организация театрализованной деятельности и т.п.).
В каждом конкретном дошкольном учреждении эту работу организуется по-своему, но для того чтобы помочь практическим работникам в ее проведении, считаю необходимым познакомить их с уже имеющимся опытом который прошел успешную экспериментальную апробацию.
Подготовка педагогического коллектива к работе с родителями будет эффективной только в том случае, если она четко спланирована. У каждого педагогического коллектива свой опыт, свои приоритетные направления в работе, свой уровень квалификации воспитателей и других специалистов.
В то же время каждое дошкольное учреждение должно самым тщательным образом продумать все свои шаги в рамках образовательного процесса, определить стратегию и тактику новой достаточно сложной деятельности, отражая ее в планах, который включает в себя самые разнообразные форма сотрудничества с родителями. Опыт работы нашего дошкольного учреждения показывает, позиция родителей и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Для осуществления сотрудничества с родителями воспитанников нашего детского сада была создана творческая группа, координирующая и внедряющая новые формы взаимодействия педагогического коллектива и семьи и объединяющая усилия по развитию гармоничной личности ребенка.
Работа началась с изучения мнения родителей о работе педагогического коллектива. Анкетирование более ста родителей позволило сделать следующие выводы:
родителей удовлетворят уровень воспитательно-образовательной работы с детьми;
большинство пожелало иметь возможность общаться с педагогами и обмениваться собственным опытом общения.
Наиболее волнующими для родителей оказались следующие вопросы:
Ребенок раннего возраста. Как помочь малышу адаптироваться в новой обстановке?
Речевое развитие. Что делать ели ребенок плохо разговаривает?
Что делать если ребенок часто болеет?
Как подготовить ребенка к школе?
Какую образовательную программу выбрать?
Кто должен принимать участие в воспитании ребенка?
Для молодых родителей, обеспокоенных вопросами адаптации ребенка новой среде, была разработаны памятки с практическими советами по подготовке ребенка к поступлению в детский сад.
В памятке "Преемственность семьи и детского сада в процессе развития познавательной и речевой сферы дошкольников" подробно излагалось, чем могут и должны заниматься родители с ребенком дома для закрепления знаний, полученных на занятиях.
На большинство интересующих вопросов родители смогли получить ответы на встречах, родительского университета "Детский сад со всех сторон".
Нам пришлось находить новые формы и методы работы, которые мотивировали бы родителей идти на контакт, сотрудничать и, самое главное, чувствовать себя не просто наблюдателями, а активными участниками процесса. В течение года мы провели пять таких встреч. С помощью обратной связи, получаемой в письменном виде или устной форме, были учтены все пожелания родителей и в план были внесены своевременные дополнения и корректировки.
Родители, которые в силу своей занятости не могли посещать родительский университет, но желали получать квалифицированную помощь специалистов, могли ознакомиться с информационно-просветительским вестником "Детский сад со всех сторон", публикующим консультации специалистов. Преподаватель студии изобразительного искусства и музыкальный руководитель давали советы по развитию творческих способностей детей. Шеф-повар детского сада делился секретами приготовления вкусных и полезных блюд. Рубрика "Путешествие в страну знаний" содержала интересные задания и игры, выполнение которых способствует развитию моторной ловкости и психических процессов. А статьи в рубрике "Сердце отдаю детям", посвящены успехам и заслугам сотрудников детского сада.
В конце учебного года снова проводилось анкетирование - для получения родительских пожеланий и определении перспективы работы.
Хотелось бы более подробно остановиться на наиболее интересных, на мой взгляд, формах организации взаимодействия с родителями
Организация и проведение контроля в детском саду - одна из важных функций работы старшего воспитателя.
Организация контроля педагогической деятельности в разделе: "Сотрудничество с родителями".
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении является управленческой деятельностью, так как призвана, направлять работу всего педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. В связи с этим обеспечение оптимального функционирования детского сада невозможно без организации планомерного, систематического контроля.
Являясь одним из главных источников получения информации о качестве работы сотрудников детского сада, контроль выступает базой для принятия управленческих решений, позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами педагогического процесса, а также определить пути и методы устранения недостатков.
Игры на кухне
Игра со спагетти
Сваренные спагетти (макароны) приносят подрастающим малышам массу радости. Ребятишки могут сжимать их в ладошке и чувствовать, как они выскальзывают из пальцев. Они могут шевелить макаронинами, изображая червяка или змею. Они могут держать их за концы и пытаться разорвать на части. Напевайте песенку и проделывайте то, о чем в ней поется: