Преемственность в работе детского сада и школы
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.
Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:
I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;
2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;
3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;
4) организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.
Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т. д.
В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность
. Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.
Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.
Проблема преемственности в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников рассматривалась в работах Н. К.Крупской, А. В.Запорожца, Л. А.Венгера, А. Ф.Говорковой, Я. Л.Коломин-ского, А. А.Люблинской, А. М.Леушиной, В. Д.Лысенко, Н. Н.Поддъякова, В. А.Силивон, А. П.Усовой и др.
"Промежуточное" положение шестилеток между дошкольниками и школьниками особенно явно проявляется в настоящее время, когда одни из них уже обучаются в школе, а другие продолжают посещать детский сад. В связи с этим актуализируются поиски новых подходов к проблеме преемственности между школьным и дошкольным образованием.
В РБ разработано и утверждено примерное положение об учебно-воспитательном учреждении "школа-детский сад", создаются "центры развития ребенка" - эти новые интегративные типы учебно-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста и обеспечения преемственности в организации и содержании учебно-воспитательного процесса. Творческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей в подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стаадарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания Министерства образования РБ "Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения и школы в связи с реформированием системы образования" отмечается, что "преемственность необходимо понимать, с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития, личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны - создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития".
Основными задачи преемственности являются:
1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.
2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,
Трудовом и эстетическом развитии.
3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.
4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.
5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.
6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.
Наиболее действенными Формами работы школы и детского сада Являются:
I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;
2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;
3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;
4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования
Школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иуобучении
Дошкольников;
5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;
6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;
7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;
8. Взаимопосещения утренников и концертов.
С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.
План преемственности Включает следующие разделы:
I. методическая и организационно-воспитательная работа;
2. воспитание у детей интереса к школе;
3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;
4. работа с родителями.
Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ: Общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;
Групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т. д.;
Детский сад – семья: пути взаимодействия
Введение.
Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этот, возрасте приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Разрабатывая систему взаимодействия с семьями воспитанников, я ориентировалась на последние исследования по данной проблеме в Центре "Дошкольное детство" имени А.В.Запорожца, изучала работы ученых Института развития РАО (А.Кошелева, М.Медведева, В.Кудрявцева), анализировала "Концепцию дошкольного воспитания".
Мне близки и понятны ведущие идеи "Концепции" о том, что семья и детский сад хронологически связаны формой преемственности. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Без квалифицированной помощи специалистов семье невозможно обойтись. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.
В работе с семьей, прежде всего, учитываем современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует особых усилий от педагогического коллектива ДОУ.
Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогами: диалог, умение отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка. Только совместные усилия воспитателей и родителей обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению обращаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Наши основные цели и задачи в этом направлении работы ДОУ заключаются в следующем:
создана, единая программа для педагогов и родителей по реализации воспитательно - образовательных задач;
создана система в работе по воспитанию детей в семье, структуризована работа воспитателей с родителями;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
выявляется характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
определение влияния родителей на развитие ребенка и на этой основе
целенаправленное воздействие на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
построение работы ДОУ с учетом пожеланий родителей, их предложений;
ознакомление родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе;
обеспечение двойной защиты детей, создание эмоционального комфорта;
привлечение педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей.
Их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677). В настоящее время также отмечается стремление дошкольных образовательных учреждений самим решать собственные задачи и их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями. К тому же по ряду вопросов, которые являются нормативно-правовыми и обязательными для сотрудников ДОУ, работа с родителями ведется формально.
Перестраивать что-либо нелегко, приходится ломать сложившиеся стериотипы, искать новые формы, наполнять их актуальным содержанием, преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться
Цель данного, опыта - помочь сотрудникам дошкольных образовательных учреждений в решении этой сложной проблемы.
Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение мы должны помощь родителям не допустить ошибок в воспитании.
Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагога с родителями - сложный процесс, который требует специальной подготовки воспитателей. В организации союза "родители - педагоги" важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий авторитаризм.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-методической литературе из области педагогики. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов. В применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Мною отмечена сохраняющаяся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей, как известно именно педагоги дошкольного учреждения способны прийти на помощь родителям.
Но, к сожалению, не все педагоги могут помочь. Причин здесь несколько. Во-первых, сказывается недооценка в обществе роли воспитателя детского сада. Проведенное мною анкетирование показало, что многие и даже достаточно опытные, педагоги ДОУ испытывают неуверенность в общении с родителями. Они высказали мысли о том, что не ощущают свою позицию как авторитетную. Связано это с тем, что многие родители не всегда точно представляют себе назначение и функции детского сада, особенности работы педагога. Существуют различные ошибочные представления: детский сад-место, где только присматривают за ребенком, детский сад - плацдарм для старта в школу, воспитатель- человек, не нашедший места в жизни. Такие точки зрения не способствуют налаживанию контактов между родителями и педагогами.
Конечно, сегодня многое делается для изменения социального статуса профессии "воспитатель". Но нужно еще время и усилия, чтобы родители и воспитатели до конца осознали собственные позиции. Ведь, к сожалению, и со стороны педагогов сохранилась установка на "воспитание" родителей, на авторитарную модель общения. Современный родитель не желает быть поучаемым и воспитываемым. Понимание о партнерстве родителей и педагогов недостаточно прочно вошел в жизнь.
Во-вторых, существует и другая причина затруднений в общении. Сами педагоги признаются, что не всегда способны найти индивидуальный подход к каждому родителю. Гуманистическая психология говорит нам об уникальности и неповторимости каждого. Педагог один, а родителей много. Воспитатели отмечают, что есть родители воспитанников, с которыми контакт находится быстро и легко, другие же остаются недопонятыми ил не понятыми вовсе. Педагогу трудно видеть индивидуальные особенности каждого родителя. Из-за подобной неопределенности возникают разного рода опасения. Педагоги говорят: "Я боюсь быть не понятым родителями. Не знаю, чего можно ожидать, от того или иного родителя". При этом воспитатели вызывают желание научиться понимать родителей, наладить контакт с ними. Ведь, в целом, педагоги прекрасно понимают значение успешного взаимодействия с родителями для, наилучшего развития детей.
Многолетний опыт показывает: повышение квалификации воспитателей через систему методической работы в ДОУ может существенно повысить качество взаимодействия детского сада и семьи.
В ДОУ такая работа проводится в несколько этапов:
анализ исходных данных (диагностика);
постановка задач;
реализация намеченных планов.
Используются методики психолога А.Ассингера, профессора МПГУ В.Зверевой.
На диагностическом этапе анализируются:
уровень взаимодействия воспитателей и родителей;
профессионально - личностные качества педагогов.
Результаты анкетирования и тестирования выявили проблемные направления работы: выбор наиболее эффективных форм общения с семьей; согласование с родителями мер по преодолению трудностей в развитии ребенка. Эти проблемы в основном связаны с неумением педагогов профессионально, разговаривать с родителями, что не позволяет в свою очередь, папам и мама в полной мере реализовывать свое право на информированность о воспитательном процессе в ДОУ и на обращение за советом к специалистам.
Опрос выявил одну из распространенных проблем: можно быть профессионалом в своей области, но не уметь, например, преподавать свои знания.
Сравнительный анализ ответов педагогов нашего коллектива, представленные в данном материале, помогли сделать важные выводы для дальнейшей организации работы в ДОУ.
Хочется привести данные опроса воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей.
Содержание ответов:
ожидание воспитателем более внимательного отношения родителей к проблемам воспитания детей - 82%;
ожидание, что родители станут выполнять советы воспитателей - 65%;
ожидание материально- хозяйственной помощи от семьи - 47%;
ожидание от родителей добросовестного выполнения ими режимных моментов - 31%;
готовность воспитателей узнать об индивидуальных особенностях детей от родителей - 29 %;
отсутствие целей в отношении работы с семьей и родителями - 18 %.
Существуют и другие причины сложностей в организации общения педагогов с родителями воспитанников: различие ценностных ориентаций "закрытость" многих педагогов для родителей, недостаточный уровень компетентности педагогов в общении.
Диагностика показала: следует совершенствовать профессиональную компетентность педагогов, закреплять удачно сложившиеся формы взаимодействия с родителями (беседы, собрания, совместные праздники, открытые учебные занятия и другое) и искать новые пути вовлечения семьи в совместную с ДОУ деятельность.
Взаимодействие родителей с воспитателями часто сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.
Все это приводит к необходимости серьезной работы в области подготовки воспитателей ДОУ к грамотному общению с родителями. Основными задачами данного направления работы являются:
развитие и коррекция установок, обеспечивающих успешность общения педагогов с родителями воспитанников;
формирование способностей к адекватной оценке себя в общении с родителями;
пополнение знаний из области семейной педагогики. Психологии общения;
развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;
выработка практических навыков эффективного взаимодействия с родителями воспитанников;
овладение стратегиями правильного поведения в проблемных ситуациях;
изучение способов грамотного решения конфликтных ситуаций;
проработка конкретных ситуаций, возникающих в общении с родителями.
В процессе работы с педагогами я использую различные формы работы с коллективом: дискуссии, ролевые игры, элементы тренинга и др. Дискуссии помогают воспитателям увидеть разные точки зрения, высказывать свое мнение, прийти к некоторому общему знаменателю. Ролевые игры направлены на то, чтобы педагоги смогли опробовать себя в разных позициях, ощутить себя в позиции родителя, увидеть мир глазами другого. Творческие задания раскрывают потенциал воспитателей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха.
Центральным звеном методической работы, стал постоянно действующий семинар-тренинг, участники которого коллективно обсуждали следующие вопросы:
1. Какими должны быть психолого-педагогические условия успешного взаимодействия семьи и детского сада?
2. Всегда ли разнообразие форм совместной деятельности ДОУ и родителей приводит к необходимому качеству?
Цель каждого занятия - семинара - помочь воспитателям в организации сотрудничества с семьей, научить устанавливать контакты с родителями
Особенность практикумов является использование упражнений тренингового характера. Выбор таких упражнений обусловлен тем, что тренинг рассматривается в качестве одного из методов подготовки педагога к общению, методов социально-активного обучения. Общение в процессе упражнений тренингового характера помогает участникам познать собственные тенденции поведения, учить анализировать ситуации общения, принимать другого человека (в данном случае родителя), прогнозировать и проектировать его поступки, обнаруживать "проблемы" в знаниях, дефицит умений и навыков.
Я сознательно ушла от лекций в преподнесении информации воспитателям, хотя и сохранила некоторые ее элементы. Практические занятия в большей степени помогают приобрести живой опыт, возникает возможность фактически немедленно проанализировать полученные знания и умения. Эту возможность дают домашние мини-задания, помогающие применить и закрепить полученную информацию.
Разрабатывая программу обучения коллектива педагогов взаимодействию с родителями, я стремилась отобрать методы, активизирующие педагогов в процессе занятий. Это такие методы, как самообразование и самоанализ, тестирование. Также, учитывая роль наглядности в преподнесении информации, программа предполагает активное использование практического материала
Программа предполагает достаточно гибкое его использование и учет индивидуальных особенностей каждого педагога: его опыт, достижения и трудности в общении с родителями воспитанников. Предусмотрена и практическая проработка конкретных ситуаций, возникающих в общении.
Для проведения этой работы необходим тесный контакт специалистов: педагогов и психолога. Такой подход способствует более полному раскрытию стоящих перед коллективом задач в области взаимодействия с родителями.
Конечно, важно отметить и то, что успех занятий напрямую связан с активной позицией самого педагога, его желания научиться, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начинай меняться сам.
Взаимодействие детского сада и семьи следует рассматривать как двусторонний процесс: "Детский сад - семье" - процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи: "Семья - детскому саду" - процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничества. Необходимы современные знания о семье, причем этими знаниями должны владеть все сотрудники детского сада, они должны стать основой для профессионального взаимодействия.
Воспитывать детей, без определенных знаний по педагогике и психологии почти невозможно. И одна и основных задач педагога восполнить их недостаток всеми возможными способами.
А.В.Сухомлинский.
Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения.
В базисной программе "Истоки", разработанной центром Дошкольное детство" имени Запоржца А.В., по которой работает в течение, последних десяти лет наше образовательное учреждение, в разделе "Сотрудничество педагогов с семьей", выделяются две основные задачи, этого направления работы ДОУ:
Первая задача. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, совместное преодоление трудностей.
Вторая задача. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Ее решение тесно связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимодействия с ребенком.
Решая эти задачи, мы успешно применяем в практике следующие методы:
Обсуждение различных точек зрения на различные аспекты воспитания. Это позволяет настроить родителей на размышление. Вопрос может быть таким: "В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в незаурядной силе воле, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?"
Решение проблемных задач семей воспитанников. Что помогает родителей на поиск наиболее подходящих форм поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации.
Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будите устанавливать контакт, с плачущим ребенком.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам общения к нему, выбирают наиболее удачные конструкции.
Анализ родителями поведения ребенка. Помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: " Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с ребенком. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей. В различных игровых формах деятельности (рисование, лепка, театрализованная деятельность) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родители в игре моделируют варианты своего поведения, их взгляд на воспитательную проблему расширяется. Они могут даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открыли такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливы родителем. Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.
Эффективность деятельности педагогического коллектива детского сада заключается не только в том, чтобы провести какую-то работу при участии родителей и добиться результата. Нужно из года в год совершенствовать подходы, искать более продуктивные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
В первую очередь руководитель нашего детского сада старается сделать все возможное, чтобы в коллективе была создана атмосфера демократизма, творчества, неравнодушного отношения ко всем детям.
Стараюсь помочь педагогам понять, что "проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Без внутренней, глубокой симпатии педагога к таким родителям трудно пробиться через их внешне отрицательные, неприятные проявления и особенности характера и увидеть за этим страдающего человека, остро нуждающегося в нашей помощи.
Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к работе, которая должна осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление: - работа с педагогическим коллективом детского сада по анализу международных и российских нормативных документов, определяющих права детей и родителей, соблюдение которых зависит от деятельности дошкольных образовательных учреждений и органов управления; изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми с точки зрения соблюдения прав детей.
Второе направление:
непосредственно связано с работой педагогического коллектива с родителями и включает изучение семей воспитанников;
повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей;
создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий (праздники, консультации, выставки детского рисунка, игротеки, совместный просмотр и организация театрализованной деятельности и т.п.).
В каждом конкретном дошкольном учреждении эту работу организуется по-своему, но для того чтобы помочь практическим работникам в ее проведении, считаю необходимым познакомить их с уже имеющимся опытом который прошел успешную экспериментальную апробацию.
Подготовка педагогического коллектива к работе с родителями будет эффективной только в том случае, если она четко спланирована. У каждого педагогического коллектива свой опыт, свои приоритетные направления в работе, свой уровень квалификации воспитателей и других специалистов.
В то же время каждое дошкольное учреждение должно самым тщательным образом продумать все свои шаги в рамках образовательного процесса, определить стратегию и тактику новой достаточно сложной деятельности, отражая ее в планах, который включает в себя самые разнообразные форма сотрудничества с родителями. Опыт работы нашего дошкольного учреждения показывает, позиция родителей и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Для осуществления сотрудничества с родителями воспитанников нашего детского сада была создана творческая группа, координирующая и внедряющая новые формы взаимодействия педагогического коллектива и семьи и объединяющая усилия по развитию гармоничной личности ребенка.
Работа началась с изучения мнения родителей о работе педагогического коллектива. Анкетирование более ста родителей позволило сделать следующие выводы:
родителей удовлетворят уровень воспитательно-образовательной работы с детьми;
большинство пожелало иметь возможность общаться с педагогами и обмениваться собственным опытом общения.
Наиболее волнующими для родителей оказались следующие вопросы:
Ребенок раннего возраста. Как помочь малышу адаптироваться в новой обстановке?
Речевое развитие. Что делать ели ребенок плохо разговаривает?
Что делать если ребенок часто болеет?
Как подготовить ребенка к школе?
Какую образовательную программу выбрать?
Кто должен принимать участие в воспитании ребенка?
Для молодых родителей, обеспокоенных вопросами адаптации ребенка новой среде, была разработаны памятки с практическими советами по подготовке ребенка к поступлению в детский сад.
В памятке "Преемственность семьи и детского сада в процессе развития познавательной и речевой сферы дошкольников" подробно излагалось, чем могут и должны заниматься родители с ребенком дома для закрепления знаний, полученных на занятиях.
На большинство интересующих вопросов родители смогли получить ответы на встречах, родительского университета "Детский сад со всех сторон".
Нам пришлось находить новые формы и методы работы, которые мотивировали бы родителей идти на контакт, сотрудничать и, самое главное, чувствовать себя не просто наблюдателями, а активными участниками процесса. В течение года мы провели пять таких встреч. С помощью обратной связи, получаемой в письменном виде или устной форме, были учтены все пожелания родителей и в план были внесены своевременные дополнения и корректировки.
Родители, которые в силу своей занятости не могли посещать родительский университет, но желали получать квалифицированную помощь специалистов, могли ознакомиться с информационно-просветительским вестником "Детский сад со всех сторон", публикующим консультации специалистов. Преподаватель студии изобразительного искусства и музыкальный руководитель давали советы по развитию творческих способностей детей. Шеф-повар детского сада делился секретами приготовления вкусных и полезных блюд. Рубрика "Путешествие в страну знаний" содержала интересные задания и игры, выполнение которых способствует развитию моторной ловкости и психических процессов. А статьи в рубрике "Сердце отдаю детям", посвящены успехам и заслугам сотрудников детского сада.
В конце учебного года снова проводилось анкетирование - для получения родительских пожеланий и определении перспективы работы.
Хотелось бы более подробно остановиться на наиболее интересных, на мой взгляд, формах организации взаимодействия с родителями
Организация и проведение контроля в детском саду - одна из важных функций работы старшего воспитателя.
Организация контроля педагогической деятельности в разделе: "Сотрудничество с родителями".
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении является управленческой деятельностью, так как призвана, направлять работу всего педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. В связи с этим обеспечение оптимального функционирования детского сада невозможно без организации планомерного, систематического контроля.
Являясь одним из главных источников получения информации о качестве работы сотрудников детского сада, контроль выступает базой для принятия управленческих решений, позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами педагогического процесса, а также определить пути и методы устранения недостатков.
Уважаемые родители!
Мы приглашаем Вас, посетить консультативный пункт на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №15 "Светлячок”.
Цель создания консультативного пункта – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего развития личности детей, посещающих и не посещающих образовательные учреждения.
Задачи консультативного пункта:
1. Оказание консультативной и практической помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного (от 3 до 7 лет) возраста.
2. Диагностика проблемных зон в развитии ребенка и предоставление информации о необходимых коррекционных и развивающих мероприятиях.
3. Оказание всесторонней помощи родителям детей 5 - 6 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
У нас Вы можете получить бесплатные консультации у:
- старшего воспитателя; педагога-психолога; учителя-логопеда; музыкального руководителя; инструктора по физической культуре; медицинской сестры.
Расписание работы консультативного пункта:
Вторник, среда, четверг с 16 до 17 часов.
Прием заявок от родителей ведется по предварительной записи.
На консультацию к специалистам можно записаться по телефону:91-1-96
Дни и часы для записи: пятница с 9.00 ч. до 15.00 ч.
Мы всегда готовы Вам помочь!
ПОРЯДОК оказания помощи специалистами в дистанционной форме:
1. Заполните АНКЕТУ в электронном виде (формат WORD)
2. Отправить АНКЕТУ по электронному адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
3. После получения Вашей анкеты специалисты Консультативного пункта подготовят консультацию и отправят ее по адресу электронной почты, указанному в анкете.
Консультации учителя-логопеда:
Профилактика речевых нарушений
Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?
Формирование звуковой культуры речи
Приемы обучения детей рассказыванию
Консультации педагога-психолога:
Почему дети "плохо" себя ведут или воспитание без наказаний
Рекомендации родителям в период адаптации
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей
Консультации музыкального руководителя:
Песенки с движениями для малышей
Музыкальные игры с ребенком дома
Консультации инструктора по физической культуре:
Здоровье в порядке - спасибо зарядке
Режим дня в детском саду и дома
Особенности организации физического воспитания дошкольников с ослабленным здоровьем
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни
Порядок комплектования Учреждения детьми определяется отделом образования Кочубеевского муниципального района.
Прием в Учреждение производится на основании следующих документов:
-медицинское заключение о состоянии ребенка;
-письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующего Учреждения, с указанием адреса регистрации, мета жительства и фактического проживания, контактных телефонов;