Разделы

Обратная связь

Администрация сайта

Спасибо вам за обращение, в ближайшее время мы с вами свяжемся!

Лента новостей

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 46
  • 47
  • 48
  • 49
  • 50
  • 51
  • 52
  • 53
  • 54
  • 55
  • 56
  • 57
  • 58
  • 59
  • 60
  • 61
  • 62
  • 63
  • 64
  • 65
  • 66
  • 67
  • 68
  • 69
  • 70
  • 71
  • 72
  • 73
  • 74
  • 75
  • 76
  • 77
  • 78
  • 79
  • 80
  • 81
  • 82
  • 83
  • 84
  • 85
  • 86
  • 87
  • 88
  • 89
  • 90
  • 91
  • 92
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 100

Мы и семья

Детский сад – семья: пути взаимодействия

 Введение.

 

Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

 

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этот, возрасте приводят к тяжелым последствиям в будущем.

 

Разрабатывая систему взаимодействия с семьями воспитанников, я ориентировалась на последние исследования по данной проблеме в Центре "Дошкольное детство" имени А.В.Запорожца, изучала работы ученых Института развития РАО (А.Кошелева, М.Медведева, В.Кудрявцева), анализировала "Концепцию дошкольного воспитания".

 

Мне близки и понятны ведущие идеи "Концепции" о том, что семья и детский сад хронологически связаны формой преемственности. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Без квалифицированной помощи специалистов семье невозможно обойтись. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.

 

В работе с семьей, прежде всего, учитываем современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует особых усилий от педагогического коллектива ДОУ.

 

Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогами: диалог, умение отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка. Только совместные усилия воспитателей и родителей обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению обращаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

 

Наши основные цели и задачи в этом направлении работы ДОУ заключаются в следующем:

 

создана, единая программа для педагогов и родителей по реализации воспитательно - образовательных задач;

создана система в работе по воспитанию детей в семье, структуризована работа воспитателей с родителями;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

выявляется характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;

определение влияния родителей на развитие ребенка и на этой основе

целенаправленное воздействие на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;

построение работы ДОУ с учетом пожеланий родителей, их предложений;

ознакомление родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе;

обеспечение двойной защиты детей, создание эмоционального комфорта;

привлечение педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей.

Их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.

 

В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677). В настоящее время также отмечается стремление дошкольных образовательных учреждений самим решать собственные задачи и их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями. К тому же по ряду вопросов, которые являются нормативно-правовыми и обязательными для сотрудников ДОУ, работа с родителями ведется формально.

 

Перестраивать что-либо нелегко, приходится ломать сложившиеся стериотипы, искать новые формы, наполнять их актуальным содержанием, преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться

 

Цель данного, опыта - помочь сотрудникам дошкольных образовательных учреждений в решении этой сложной проблемы.

 

Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение мы должны помощь родителям не допустить ошибок в воспитании.

 

Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.

 

Взаимодействие педагога с родителями - сложный процесс, который требует специальной подготовки воспитателей. В организации союза "родители - педагоги" важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий авторитаризм.

 

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-методической литературе из области педагогики. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов. В применении почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Мною отмечена сохраняющаяся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей, как известно именно педагоги дошкольного учреждения способны прийти на помощь родителям.

 

Но, к сожалению, не все педагоги могут помочь. Причин здесь несколько. Во-первых, сказывается недооценка в обществе роли воспитателя детского сада. Проведенное мною анкетирование показало, что многие и даже достаточно опытные, педагоги ДОУ испытывают неуверенность в общении с родителями. Они высказали мысли о том, что не ощущают свою позицию как авторитетную. Связано это с тем, что многие родители не всегда точно представляют себе назначение и функции детского сада, особенности работы педагога. Существуют различные ошибочные представления: детский сад-место, где только присматривают за ребенком, детский сад - плацдарм для старта в школу, воспитатель- человек, не нашедший места в жизни. Такие точки зрения не способствуют налаживанию контактов между родителями и педагогами.

 

Конечно, сегодня многое делается для изменения социального статуса профессии "воспитатель". Но нужно еще время и усилия, чтобы родители и воспитатели до конца осознали собственные позиции. Ведь, к сожалению, и со стороны педагогов сохранилась установка на "воспитание" родителей, на авторитарную модель общения. Современный родитель не желает быть поучаемым и воспитываемым. Понимание о партнерстве родителей и педагогов недостаточно прочно вошел в жизнь.

 

Во-вторых, существует и другая причина затруднений в общении. Сами педагоги признаются, что не всегда способны найти индивидуальный подход к каждому родителю. Гуманистическая психология говорит нам об уникальности и неповторимости каждого. Педагог один, а родителей много. Воспитатели отмечают, что есть родители воспитанников, с которыми контакт находится быстро и легко, другие же остаются недопонятыми ил не понятыми вовсе. Педагогу трудно видеть индивидуальные особенности каждого родителя. Из-за подобной неопределенности возникают разного рода опасения. Педагоги говорят: "Я боюсь быть не понятым родителями. Не знаю, чего можно ожидать, от того или иного родителя". При этом воспитатели вызывают желание научиться понимать родителей, наладить контакт с ними. Ведь, в целом, педагоги прекрасно понимают значение успешного взаимодействия с родителями для, наилучшего развития детей.

 

Многолетний опыт показывает: повышение квалификации воспитателей через систему методической работы в ДОУ может существенно повысить качество взаимодействия детского сада и семьи.

 

В ДОУ такая работа проводится в несколько этапов:

 

анализ исходных данных (диагностика);

постановка задач;

реализация намеченных планов.

Используются методики психолога А.Ассингера, профессора МПГУ В.Зверевой.

 

На диагностическом этапе анализируются:

 

уровень взаимодействия воспитателей и родителей;

профессионально - личностные качества педагогов.

Результаты анкетирования и тестирования выявили проблемные направления работы: выбор наиболее эффективных форм общения с семьей; согласование с родителями мер по преодолению трудностей в развитии ребенка. Эти проблемы в основном связаны с неумением педагогов профессионально, разговаривать с родителями, что не позволяет в свою очередь, папам и мама в полной мере реализовывать свое право на информированность о воспитательном процессе в ДОУ и на обращение за советом к специалистам.

 

Опрос выявил одну из распространенных проблем: можно быть профессионалом в своей области, но не уметь, например, преподавать свои знания.

 

Сравнительный анализ ответов педагогов нашего коллектива, представленные в данном материале, помогли сделать важные выводы для дальнейшей организации работы в ДОУ.

 

Хочется привести данные опроса воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей.

 

Содержание ответов:

 

ожидание воспитателем более внимательного отношения родителей к проблемам воспитания детей - 82%;

ожидание, что родители станут выполнять советы воспитателей - 65%;

ожидание материально- хозяйственной помощи от семьи - 47%;

ожидание от родителей добросовестного выполнения ими режимных моментов - 31%;

готовность воспитателей узнать об индивидуальных особенностях детей от родителей - 29 %;

отсутствие целей в отношении работы с семьей и родителями - 18 %.

 

 

Существуют и другие причины сложностей в организации общения педагогов с родителями воспитанников: различие ценностных ориентаций "закрытость" многих педагогов для родителей, недостаточный уровень компетентности педагогов в общении.

 

Диагностика показала: следует совершенствовать профессиональную компетентность педагогов, закреплять удачно сложившиеся формы взаимодействия с родителями (беседы, собрания, совместные праздники, открытые учебные занятия и другое) и искать новые пути вовлечения семьи в совместную с ДОУ деятельность.

 

Взаимодействие родителей с воспитателями часто сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.

 

Все это приводит к необходимости серьезной работы в области подготовки воспитателей ДОУ к грамотному общению с родителями. Основными задачами данного направления работы являются:

 

развитие и коррекция установок, обеспечивающих успешность общения педагогов с родителями воспитанников;

формирование способностей к адекватной оценке себя в общении с родителями;

пополнение знаний из области семейной педагогики. Психологии общения;

развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе;

выработка практических навыков эффективного взаимодействия с родителями воспитанников;

овладение стратегиями правильного поведения в проблемных ситуациях;

изучение способов грамотного решения конфликтных ситуаций;

проработка конкретных ситуаций, возникающих в общении с родителями.

В процессе работы с педагогами я использую различные формы работы с коллективом: дискуссии, ролевые игры, элементы тренинга и др. Дискуссии помогают воспитателям увидеть разные точки зрения, высказывать свое мнение, прийти к некоторому общему знаменателю. Ролевые игры направлены на то, чтобы педагоги смогли опробовать себя в разных позициях, ощутить себя в позиции родителя, увидеть мир глазами другого. Творческие задания раскрывают потенциал воспитателей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха.

 

Центральным звеном методической работы, стал постоянно действующий семинар-тренинг, участники которого коллективно обсуждали следующие вопросы:

 

1. Какими должны быть психолого-педагогические условия успешного взаимодействия семьи и детского сада?

 

2. Всегда ли разнообразие форм совместной деятельности ДОУ и родителей приводит к необходимому качеству?

 

Цель каждого занятия - семинара - помочь воспитателям в организации сотрудничества с семьей, научить устанавливать контакты с родителями

 

Особенность практикумов является использование упражнений тренингового характера. Выбор таких упражнений обусловлен тем, что тренинг рассматривается в качестве одного из методов подготовки педагога к общению, методов социально-активного обучения. Общение в процессе упражнений тренингового характера помогает участникам познать собственные тенденции поведения, учить анализировать ситуации общения, принимать другого человека (в данном случае родителя), прогнозировать и проектировать его поступки, обнаруживать "проблемы" в знаниях, дефицит умений и навыков.

 

Я сознательно ушла от лекций в преподнесении информации воспитателям, хотя и сохранила некоторые ее элементы. Практические занятия в большей степени помогают приобрести живой опыт, возникает возможность фактически немедленно проанализировать полученные знания и умения. Эту возможность дают домашние мини-задания, помогающие применить и закрепить полученную информацию.

 

Разрабатывая программу обучения коллектива педагогов взаимодействию с родителями, я стремилась отобрать методы, активизирующие педагогов в процессе занятий. Это такие методы, как самообразование и самоанализ, тестирование. Также, учитывая роль наглядности в преподнесении информации, программа предполагает активное использование практического материала

 

Программа предполагает достаточно гибкое его использование и учет индивидуальных особенностей каждого педагога: его опыт, достижения и трудности в общении с родителями воспитанников. Предусмотрена и практическая проработка конкретных ситуаций, возникающих в общении.

 

Для проведения этой работы необходим тесный контакт специалистов: педагогов и психолога. Такой подход способствует более полному раскрытию стоящих перед коллективом задач в области взаимодействия с родителями.

 

Конечно, важно отметить и то, что успех занятий напрямую связан с активной позицией самого педагога, его желания научиться, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начинай меняться сам.

 

Взаимодействие детского сада и семьи следует рассматривать как двусторонний процесс: "Детский сад - семье" - процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи: "Семья - детскому саду" - процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

 

Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничества. Необходимы современные знания о семье, причем этими знаниями должны владеть все сотрудники детского сада, они должны стать основой для профессионального взаимодействия.

 

Воспитывать детей, без определенных знаний по педагогике и психологии почти невозможно. И одна и основных задач педагога восполнить их недостаток всеми возможными способами.

 

А.В.Сухомлинский.

 

Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения.

 

В базисной программе "Истоки", разработанной центром Дошкольное детство" имени Запоржца А.В., по которой работает в течение, последних десяти лет наше образовательное учреждение, в разделе "Сотрудничество педагогов с семьей", выделяются две основные задачи, этого направления работы ДОУ:

 

Первая задача. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, совместное преодоление трудностей.

 

Вторая задача. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Ее решение тесно связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимодействия с ребенком.

 

Решая эти задачи, мы успешно применяем в практике следующие методы:

 

Обсуждение различных точек зрения на различные аспекты воспитания. Это позволяет настроить родителей на размышление. Вопрос может быть таким: "В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в незаурядной силе воле, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?"

Решение проблемных задач семей воспитанников. Что помогает родителей на поиск наиболее подходящих форм поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации.

Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будите устанавливать контакт, с плачущим ребенком.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам общения к нему, выбирают наиболее удачные конструкции.

Анализ родителями поведения ребенка. Помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.

Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: " Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с ребенком. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.

Игровое взаимодействие родителей и детей. В различных игровых формах деятельности (рисование, лепка, театрализованная деятельность) способствует приобретению опыта партнерских отношений.

Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родители в игре моделируют варианты своего поведения, их взгляд на воспитательную проблему расширяется. Они могут даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.

 

Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открыли такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливы родителем. Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.

 

Эффективность деятельности педагогического коллектива детского сада заключается не только в том, чтобы провести какую-то работу при участии родителей и добиться результата. Нужно из года в год совершенствовать подходы, искать более продуктивные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

 

В первую очередь руководитель нашего детского сада старается сделать все возможное, чтобы в коллективе была создана атмосфера демократизма, творчества, неравнодушного отношения ко всем детям.

 

Стараюсь помочь педагогам понять, что "проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Без внутренней, глубокой симпатии педагога к таким родителям трудно пробиться через их внешне отрицательные, неприятные проявления и особенности характера и увидеть за этим страдающего человека, остро нуждающегося в нашей помощи.

 

Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к работе, которая должна осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям.

 

Первое направление: - работа с педагогическим коллективом детского сада по анализу международных и российских нормативных документов, определяющих права детей и родителей, соблюдение которых зависит от деятельности дошкольных образовательных учреждений и органов управления; изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми с точки зрения соблюдения прав детей.

 

Второе направление:

 

непосредственно связано с работой педагогического коллектива с родителями и включает изучение семей воспитанников;

повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей;

создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий (праздники, консультации, выставки детского рисунка, игротеки, совместный просмотр и организация театрализованной деятельности и т.п.).

В каждом конкретном дошкольном учреждении эту работу организуется по-своему, но для того чтобы помочь практическим работникам в ее проведении, считаю необходимым познакомить их с уже имеющимся опытом который прошел успешную экспериментальную апробацию.

 

Подготовка педагогического коллектива к работе с родителями будет эффективной только в том случае, если она четко спланирована. У каждого педагогического коллектива свой опыт, свои приоритетные направления в работе, свой уровень квалификации воспитателей и других специалистов.

 

В то же время каждое дошкольное учреждение должно самым тщательным образом продумать все свои шаги в рамках образовательного процесса, определить стратегию и тактику новой достаточно сложной деятельности, отражая ее в планах, который включает в себя самые разнообразные форма сотрудничества с родителями. Опыт работы нашего дошкольного учреждения показывает, позиция родителей и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

 

Для осуществления сотрудничества с родителями воспитанников нашего детского сада была создана творческая группа, координирующая и внедряющая новые формы взаимодействия педагогического коллектива и семьи и объединяющая усилия по развитию гармоничной личности ребенка.

 

Работа началась с изучения мнения родителей о работе педагогического коллектива. Анкетирование более ста родителей позволило сделать следующие выводы:

 

родителей удовлетворят уровень воспитательно-образовательной работы с детьми;

большинство пожелало иметь возможность общаться с педагогами и обмениваться собственным опытом общения.

Наиболее волнующими для родителей оказались следующие вопросы:

 

Ребенок раннего возраста. Как помочь малышу адаптироваться в новой обстановке?

 

Речевое развитие. Что делать ели ребенок плохо разговаривает?

 

Что делать если ребенок часто болеет?

 

Как подготовить ребенка к школе?

 

Какую образовательную программу выбрать?

 

Кто должен принимать участие в воспитании ребенка?

 

Для молодых родителей, обеспокоенных вопросами адаптации ребенка новой среде, была разработаны памятки с практическими советами по подготовке ребенка к поступлению в детский сад.

 

В памятке "Преемственность семьи и детского сада в процессе развития познавательной и речевой сферы дошкольников" подробно излагалось, чем могут и должны заниматься родители с ребенком дома для закрепления знаний, полученных на занятиях.

 

На большинство интересующих вопросов родители смогли получить ответы на встречах, родительского университета "Детский сад со всех сторон".

 

Нам пришлось находить новые формы и методы работы, которые мотивировали бы родителей идти на контакт, сотрудничать и, самое главное, чувствовать себя не просто наблюдателями, а активными участниками процесса. В течение года мы провели пять таких встреч. С помощью обратной связи, получаемой в письменном виде или устной форме, были учтены все пожелания родителей и в план были внесены своевременные дополнения и корректировки.

 

Родители, которые в силу своей занятости не могли посещать родительский университет, но желали получать квалифицированную помощь специалистов, могли ознакомиться с информационно-просветительским вестником "Детский сад со всех сторон", публикующим консультации специалистов. Преподаватель студии изобразительного искусства и музыкальный руководитель давали советы по развитию творческих способностей детей. Шеф-повар детского сада делился секретами приготовления вкусных и полезных блюд. Рубрика "Путешествие в страну знаний" содержала интересные задания и игры, выполнение которых способствует развитию моторной ловкости и психических процессов. А статьи в рубрике "Сердце отдаю детям", посвящены успехам и заслугам сотрудников детского сада.

 

В конце учебного года снова проводилось анкетирование - для получения родительских пожеланий и определении перспективы работы.

 

Хотелось бы более подробно остановиться на наиболее интересных, на мой взгляд, формах организации взаимодействия с родителями

 

Организация и проведение контроля в детском саду - одна из важных функций работы старшего воспитателя.

 

Организация контроля педагогической деятельности в разделе: "Сотрудничество с родителями".

 

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении является управленческой деятельностью, так как призвана, направлять работу всего педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. В связи с этим обеспечение оптимального функционирования детского сада невозможно без организации планомерного, систематического контроля.

 

Являясь одним из главных источников получения информации о качестве работы сотрудников детского сада, контроль выступает базой для принятия управленческих решений, позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами педагогического процесса, а также определить пути и методы устранения недостатков.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2013. Sadik15 Rights Reserved.