Конспект НОД

МДОУ Детский сад №15

  

 

Конспект  занятия 
по составлению описательного рассказа (по осенним приметам с опорой на графические символы)

 в старшей группе ОНР

«Унылая пора! Очей очарованье!»

 

 

 

Воспитатель:

Плотникова М.Н.

 

 

Программное содержание: Формировать навык составления описательного рассказа на тему "Осень" (с опорой на графические символы). Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.
Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам "Осень", «Фрукты», «Овощи». Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Продолжать развивать речевое дыхание, память, внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать любовь к природе.

 

Материал: Иллюстрации картин «Осень», вертушки, аудиозапись «Звуки природы», «Осень милая, шурши»,   презентация по теме, цветные карандаши, листы бумаги для штриховки (1\2).

 

Методы и приемы. Сюрпризный момент, игровая мотивация, вопросы к детям, составление рассказа-описания, дидактические упражнения, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, физминутка, стимулирование детей.

 

Словарная работа: Обогащение словаря детей словами-признаками, словообразование.

 

 Предварительная работа: Блок занятий по составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, грибах. Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за листопадом, разнообразием и красотой осенней природы. Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.
Рассматривание дидактических картин на темы «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая в саду». Рассматривание пейзажных картин об осени в творчестве разных художников: И.И. Левитан «Золотая осень», Ю.И.Жуковский «Синяя вода. Золотая осень», И.И.Шишкин «Парк в Павловске», В.Д.Поленов «Ранний снег». Художественное творчество: рисование «Осеннее дерево», аппликация «Дары деревьев». Чтение из книги «Четыре времени года» (сост. С.А.Веретенникова, А.А.Лыков): Н.Павлова «Осенью», И Бунин «Листопад», В.Бианки «Готовятся к зиме», «Прячутся», «Белкина сушильня».

Ход НОД

1.Организационный момент. (Дети стоят в кругу.)

Воспитатель:
Время года отгадай: собирают урожай, 
разноцветный лес красивый,
мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают,

 

грибники в леса спешат, листья желтые летят,
Ежик листья собирает, свою норку утепляет.


О каком времени года говорится в загадке?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Молодцы!

 2.Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Воспитатель: Осенью часто дует ветер, то сильный, то слабый. Давайте мы с вами превратимся в ветер и будем дуть. Возьмите вертушки. Напоминаю, что набираем носом воздух, а  выдыхаем через рот. Сначала будем дуть как слабый ветер, а теперь как сильный и снова слабый (дети дуют).

3.Дидактическое упражнение «Прогноз погоды».

Воспитатель: Сядет тот, кто скажет, если на улице ветер, то погода какая? (ветреная).

Если идет дождь, то погода какая? (дождливая)

Если на улице пасмурно, то погода какая? (пасмурная)

Если на улице сыро, то погода какая? (сырая)

Если на улице ненастье, то погода какая? (ненастная)

Если на улице светит солнце, то погода какая? (солнечная)

4.Составленение рассказа с опорой на  опорой на графические символы.

Ребята, сейчас мы с вами будем учиться составлять  осенние рассказы.

Давайте вспомним и назовём приметы осени. Запоминайте, каким графическим символом мы будем обозначать каждую примету.

(Презентация «Осень»)

 Образец описательного рассказа: Наступила осень. Солнце светит, но прячется за тучи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начинается листопад. Часто идет дождь. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Взрослые и дети надевают теплую одежду.

5.Физминутка. «Осень милая, шурши»  

Вступление    (пружинка)

Осень очень хороша,    (шуршим ладонями)

Хороша, хороша!    (рука в сторону по очереди, показываем осень)

 Осень ходит не спеша,  (идем по кругу, кисти рук в стороны)

 Ходит не спеша.

 Есть у осени наряд        (распашонка)

 Золотой, золотой!

 Удивляет всех подряд

 Осень красотой.

 Припев: (2 раза)

 Осень милая, шурши  (шуршим ладонями)

 Листьями вокруг.

 Провожать не спеши  (изображаем птиц, скрестив руки)

Журавлей на юг!

6.Стихи об осени (рассказывают дети)

Ребята, а кто стихи об осени знает?

Падают, падают листья

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают, 
Гуси, грачи, журавли. 
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали. 

В руки возьмем по корзинке, 
В лес за грибами пойдем, 
Пахнут пеньки и тропинки 
Вкусным осенним грибом.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Воспитатель: Молодцы! (дети садятся на места)

7.Пальчиковая гимнастика. «Осень, осень, приходи!»            

Осень, осень,       (трем ладошки друг о друга) 

Приходи!            (сжимаем кулаки, зовем)
Осень, осень,    (трем ладошки друг о друга) 

Погляди!           (ладони на щеки) 
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями) 
Тихо на землю ложатся.        (ладони гладят по коленям) 
Солнце нас уже не греет,       (5 пальцев вверх по очереди)
Ветер дует все сильнее,         ( синхронно наклоняем руки в разные стороны) 
К югу полетели птицы,          («птица» из двух скрещенных рук) 
Дождик к нам в окно стучится (барабанить пальцами по ладони другой руки)

8.Штриховка овощей и фруктов.

Осень–это время урожая овощей, фруктов, грибов. Вам нужно сейчас заштриховать овощи и фрукты на вашем столе. Приступайте.

9.Итог. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?

 

(Сюрпризный момент) 

 

 

 

Ст. Барсуковская

 

2013год.