Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
1.Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
2.Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
3.Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ по ФГОС ДОУ:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016г. «О введении ФГОС ОВЗ»
- Реализация ФГОС с ОВЗ
- Концепция инклюзивного образования детей с ОВЗ в Ставропольском крае
- Инструктирование сотрудников по вопросам доступности для инвалидов услуг и объектов
Нормативно-правовая база:
- Конвенция ООН о правах инвалидов
- «Дорожная карта» Об организации работы по по вышению значений показателей доступности для инвалидов объ ектов и услуг на территории Ставропольского края
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями)
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- Приказ от 14 июля 2015 г. №1016-пр. «О реализации Конвенции о правах инвалидов и Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос сийской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» министерством образования и молодежной политики Ставропольского края, органами управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, образовательными организациями Ставропольского края»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 348-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
- Закон Ставропольского края » О внесении изменений в Закон Ставропольского края«Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Приказ министерства образования Ставропольского края и министерства энергетики, промышленности и связи от 26 марта 2019 года № 458-пр/53-о/д «Об утверждении порядка информационного наполнения портала Ставропольского края «Учимся вместе»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Минобрнауки РФ Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
- Концепция инклюзивного образования детей с ОВЗ в Ставропольском крае
Положение о комиссии по организации обследования и паспортизации МКДОУ "Детский сад № 15 "Светлячок"
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МКДОУ «Детский сад 15 «Светлячок» оборудованы групповые помещения, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приёмная) (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий), спальня, туалетная, умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной и адаптированной общеобразовательных программ ДОУ и ФГОС ДО.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинетах обеспечивают:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Развивающая предметно-пространственная среда предусматривает сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени. Обстановка, созданная в групповом помещении уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его
эмоциональному благополучию.
В группах компенсирующей направленности оборудованы центры: «Центр творчества», «Наша библиотека», «Будем говорить правильно», «Домисолька», «Центр математического развития», Центр конструировании». «Очумелые ручки», «Растим патриотов России». Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащён логопедический кабинет: имеется зеркало настенное с лампой дополнительного освещения; зеркала для индивидуальной работы; шкафы для хранения пособий; столы для детей; стулья детские; учебно-методические пособия. Предназначен для проведения диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинетах учителя-логопеда и педагога-психолога создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.
Музыкальный зал
Предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей. Оснащён современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
Методический кабинет
Это центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой и т.д., которые подобраны в соответствии с образовательными областями.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Помещение для размещение библиотеки отсутствует, книжный фонд методической, энциклопедической и художественной литературы находится в методическом кабинете ДОУ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в которм проводятся утренняя гимнастика, ОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемы в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
печатные - учебники, пособия и др.;
элктронные - мультимедийные обучающие комплекты;
аудиовизуальные- слайды, видеофильмы обучающие и т.д.;
наглядные плоскостные - плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;
демонстрационные - муляжи, макеты, стенды и др.;
спортивные - спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МКДОУ "Детский сад №15" имеет одно здание 1970 г . постройки. Конструктивные особенности здания не предусматриваю наличие подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), входная площадка имеет навес. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Территория МКДОУ асфальтирована или имеет твердое покрытие. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учитель – логопед, педагог-психолог музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты.
Официальный сайт МКДОУ "Детский сад 15 "Светлячок" имеет версию для слабовидящих.
Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в т.ч. детям с ОВЗ и инвалидам не предусмотрен.
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести и инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным Управлением образования администрации Кочубеевского муниципального округа СК
Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется
Cпециальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность медицинской сестрой Чувило Ириной Анатольевной на основании договора о сотрудничестве в целях создания необходимых условий, направленных на медицинское обслуживание детей ДОУ и обеспечивающих охрану их жизни и здоровья. Медицинское обслуживание, предусмотренное договором, оказывается на безвозмездной основе.
ДОУ предоставляет помещение с необходимым оборудованием в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами.
В соответствии с договором и на основании ч. 4 ст.41 ФЗ от 29.12.12г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ДОУ обязуется обеспечивать:
- текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны жизни и здоровья граждан в РФ;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в ДОУ проводится мониторинг состояния здоровья детей: ежемесячно проводится анализ посещаемости и заболеваемости.
Исследование состояния здоровья воспитанников является прерогативой медицинских работников, которые проводят:
- профилактический осмотр детей;
- педиатрический осмотр с оценкой состояния здоровья детского коллектива;
- контроль режима и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемических правил и норм;
- работу по профилактике детского травматизма;
- медицинский контроль при организации лечебно-оздоровительного и образовательного процесса;
- санитарно-просветительскую работу по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, гигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни ребенка;
- запрос информации с анализом состояния здоровья детей в результате проведенных профилактических осмотров.
Оптимальная нагрузка образовательной деятельности, совместной деятельности педагогических работников с детьми определяется учебным планом, календарным учебным графиком.
Для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников в ДОУ проводится следующая работа
- занятия физической культурой 3 раза в неделю (2 занятия в помещении, 1 занятие – на свежем воздухе)
- ежедневная утренняя гимнастика
- физкультурные минутки и динамические паузы во время непосредственной образовательной деятельности
- корригирующая гимнастика после сна и закаливающие процедуры
- ежедневные прогулки 2 раза в день
- организация подвижных игр в течение дня, спортивных и музыкальных праздников и развлечений
- проведение минуток безопасности в течение дня
- соблюдение режимов: температурного, светового, питьевого, проветривания, двигательного
- неспецифическая профилактика гриппа и вирусных инфекцией по сезонам
- профилактические прививки
- оздоровительно – коррекционная работа.
Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
Содержание здания и помещений МКДОУ осуществляется в соответствии с гигиеническими нормами.
Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации
В МКДОУ созданы физкультурно-оздоровительные условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
Физическое развитие обучающихся осуществляется в рамках образовательной программы по направлению "Физическое развитие".
Применяется особый порядок освоения области "Физическое развитие" в рамках образовательной программы для детей с особыми образовательными потребностями (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья).
Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
Созданы здоровьесберегающие образовательные условия, пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни.
В образовательную программу включены занятия по формированию культуры здорового образа жизни.
В МКДОУ созданы экологические здоровьесберегающие условия: уборка и озеленение прилегающей к зданию территории.
Профилактика, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МКДОУ (условия обеспечения безопасности жизнедеятельности)
Рассмотрение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности на занятиях с обучающимися в рамках реализуемой образовательной программы.
Проведение с обучающимися первичного инструктажа по пожарной безопасности.
Проведение специальной объектовой тренировки по пожарной безопасности на объектах МКДОУ.
Занятия с обучающимися по соблюдению ПДД, встречи обучающихся с сотрудниками ГИБДД.
Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в МКДОУ, проведение инструктажа по безопасному поведению.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):
Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ соответствуют требованиям СанПин 2.4.1.3049-13. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда.
Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.
В целом, материально-технические условия соответствуют современным требованиям, санитарным, требованиям пожарной безопасности, требованиям ФГОС и ООП ДО.
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
- Для организации занятий с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья имеются: оборудованный логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога, музыкальный и физкультурный зал.
- Воспитанники с ОВЗ пользуются следующими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования: музыкальный центр, интерактивная доска, телевизор, мультимедийный проектор, ноутбук, микрофон, фотоаппарат.
- Кабинет учителя- логопеда содержит:
— материалы и игры по темам;
— зеркало с лампой дополнительного оснащения;
— комплект зондов для постановки звуков;
— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
— логопедические альбомы для обследования;
— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
— настольно-печатные дидактические игры;
— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
В каждой возрастной группе имеются дидактические игры, пособия, игрушки, методическая и художественная литература, необходимые для организации разных видов деятельности детей, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для организации конструктивной деятельности детей в каждой группе помимо различных наборов настольных конструкторов используются тактильные и крупногабаритные современные конструкторы.
Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников ДОУ в образовательно-воспитательном процессе задействована 21 единица технического средства обучения:
ТСО:
- Телевизоры – 2
- Мультимедийный проектор – 1;
- Интерактивная доска -1;
- Музыкальный центр – 1;
- Компьютеры - 3;
- Принтер -3;
- Сканер - 3;
- Ксерокс- 3
- Ноутбук – 3
дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Порядок обращения в ТПМПК
Как записать ребенка на ТПМПК
Внимание! Прием ведется только по предварительной записи.
Запись на обследование осуществляется родителями (законными представителями) в рабочие дни (c понедельника по пятницу) с 08.00 до 16.00:
-
по телефону (8-86550) 2-09-14;
-
непосредственно в ГБОУ ЦППРК ТПМПК по адресу: с. Кочубеевское,ул. Титова, 1.
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:
-
заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
-
копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
-
направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
-
заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
-
заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
-
подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации); при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ТПМПК направляет запрос в медицинскую организацию;
-
заключения врачей: психиатра, невролога/невропатолога,
-
характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
-
письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.
Обследование детей проводится в присутствии родителей (законных представителей) каждым специалистом индивидуально или несколькими специалистами одновременно.
В диагностически сложных случаях ТПМПК может провести дополнительное обследование ребенка в другой день.
В тех случаях, когда в процессе обследования ребенка не представляется возможным принять окончательное решение об особенностях его развития, организуется пробное диагностическое обучение. В этих же целях ребенок может быть направлен с согласия родителей (законных представителей) в лечебно-профилактическое учреждение.
На основании результатов обследования оформляется заключение ТПМПК. Заключение выдается родителям (законным представителям). Заключение комиссии действительно для представления в органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
http://cpprk-kochubeevskoe.ru/ (ссылка на сайт ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ")
Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно.
Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
- Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?
- Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?
Особое внимание в статье уделено адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ, которые используются для группы, для класса детей, у которых есть то или иное нарушение здоровья. Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Получение заключения ТПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ. Рассмотрим пример
В дошкольную образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья. Но подкрепляющий устные заявления документ из ТПМПК семья предъявить не может.
В этом случае ребёнок не может быть определён в группу компенсирующей или комбинированной направленности.
Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ТПМПК и получить заключение комиссии.
Это интересно: Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования территориальной ПМПК
Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях:
обследует детей, даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.
Сотрудники ТПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной.
Довольно часто ТПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование.
Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.
Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.
Знаете ли вы?
В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.
В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять:
- в группу в группу компенсирующей направленности
- в группу комбинированной направленности.
В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?
- Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности
Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и пр.).
Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе.
Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.
Знаете ли вы?
Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений. Например, если два-три человека имеют одинаковую степень тугоухости, то адаптированная программа может быть единой. Если же в коллективе разные дети, особенно разные по видам нарушений, например, один ребёнок - с нарушением слуха, другой – с нарушением зрения, третий – с нарушением психического развития, тогда для каждого ребёнка в индивидуальном порядке прописывается адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности
Группы компенсирующей направленности - это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением.
- группы для детей с нарушениями слуха,
- группы для детей с нарушениями зрения,
- группы для детей с нарушениями речи, и так далее.
Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении.
Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источник: https://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou